Славянские субкультуры объединяют под собой совокупность
течений, которые выросли на почве верований и предпочтений дохристианских и
ранних христианских времен. Проще говоря, существенную часть современных
славняских субкультур составляют новые языческие культы и причастные к ним
попытки реконструировать действительность того времени, включая виды
активности, культы, внешний вид и так далее.
Появление современного язычества как субкультуры датируется
концом восьмидесятых годов. Основной этап ее развития пришелся на девяностые
года, хотя она продолжает совершенствоваться и по сей день. Это было связано с
желанием жителей тогда еще существовавшего СССР докопаться до своих корней, и в
результате, через православное христианство люди вновь возвращались к
язычеству. Однако на сей раз подход не был однобоким – языческие верования
славян исследовались как целостные представления, имеющие правиндоевропейские
корни.
В язычество людей отнесло и то, что те времена для Руси были
самыми, что ни на есть, счастливыми, их можно считать временами расцвета
славянских народов. Отсюда и желание возродить былые традиции, вернуться к
истокам.
Стимулирует развитие таких субкультур, а точнее сказать,
культурных движений, в пределах которых формируются различные группы, огромное
количество фактического материала. Например, эскизы татуировок, которые можно
встретить у представителей этого направления, взяты не с потолка, а с рисунков
на предметах быта, найденных во время раскопок скифских поселений или более
поздних народов. Многие еще советские ученые посвятили свои труды как раз
реконструкции культуры Древней Руси; этими трудами сейчас с большим восторгом
пользуются неоязычники, внося, впрочем, и свои коррективы.
Согласно идеологии славянских субкультур человек является
равным другим элементом природы, который не имеет права попирать ее, но с
другой стороны, не является изгнанником мироздания. В отличие от христианских
верований, неоязычество говорит о людях, как о божьих детях, подчеркивая
божественное происхождение человеческого рода. В семейных отношениях
наблюдается возврат к архаичным идеалам. Особое ударение делается на воспитании
потомков, которые проходят путь к взрослой жизни через серию инициаций.
Неоязычники – люди глубоко образованные, они стараются максимально изучить
материал, прежде чем назвать себя приверженцами той или иной культуры. В быту
наряду с оберегами присутствуют напоминания о происхождении славян, но это не
вынуждает новых язычников переселяться срубы, наподобие некоторых натуристов
или представителей других субкультур.
Неоязычество не всегда выражено политеизмом или пантеизмом.
Например, инглииты - одно из самых известных движений этой культуры, даже
получившее статус церкви, проповедует монотеизм, т.е. происхождение всего мира
и управление им богом Сварогом.
Представители славянских субкультур, по сути, не являются
оторванными от внешнего мира. Они могут принимать участие в социальных событиях
наравне с положенными им обрядами. Объединяет их, кроме мировоззрения, еще и
вполне современная тенденция борьбы против коррупции и коммерциализации всего
окружающего, социальная опека над теми, кому она нужна. Новые язычники образуют
собственные фонды и организации, которые уже распространены по всей территории
бывшей Руси.
Особого течения неоязыческой музыки пока не существует.
Однако сюда относятся обрядовые мелодии и тексты, молитвы и тексты-обереги.
Песня является элементом обряда и не может существовать отдельно от него, так
как представляет собой, по сути, мантру – сочетание звуков, призванное достичь
определенного результата.