Растафарай (растафарианство) это не столько субкультура,
сколько, в оригинале, религия, которая подразумевает восприятие Хайле Селассие
I – бывшего исператора Эфиопии как воплощения Бога, которого называют здесь
Джа. Он также входил в святую Троицу, как мессия, обещанный Библией. Само
название растафари (т.е. поклонники этого движения) пошло от имени Хайле
Селассие до коронации – рас (принц) Тафари Макконен. Леонард Хоуэлл, о котором
упоминается, как о первом растафари создал коммуну из пяти тысяч человек в
Пиннэкл на Ямайке.
Движение зародилось в Ямайке среди рабочего класса и черных
крестьян в начале тридцатых годов двадцатого века. Выросло оно из библейского
пророчества (Апокалипсис 5:5) согласно которому «Царь Царей, Бог Богов и лев от
колена Иудина» должен был явиться на земле. Люди провели параллель с тем, что
Селассие объединил под своим руководством единственную полностью независимую
африканскую монархию. Дальнейшее развитие течения произошло не без помощи
курения конопли в священных целях. Пророком растафарай считается Маркус Гарвей,
он был публицистом, специализировавшимся на ямайской культуре, и действительно,
благодаря его политическим и культурным взглядом новое направление поучило
путевку в жизнь и мировое распространение.
Движение растафари распространилось по всему миру во многом
благодаря неусыпному интересу к музыке рэгги, являющейся визитной карточкой
растафарай. Культовой личностью для рэгги является композитор и певец Боб
Марли. Уже к 2000 году на земле было более миллиона приверженцев этого
направления.От пяти до десяти процентов всех жителей Ямайки определяют себя как
растафари.
Культура растафарай центрирована на Африке, которая
ассоциируется у них с Сионом. Африканский подход к природности можно увидеть в
дрэдлоках (или просто дрэдах – прическе в виде сбитых колтунов), употреблении
ганджа (марихуаны), особой диете и других элементах жизни поклонников этого
течения. Современный подход к жизни они считают искусственным и чересчур
объективным, исключающим возможность выражения индивидуальности. Растафари
говорят, что ученые пытаются рассмотреть мир с внешней стороны, а они хотят
заглянуть в него изнутри. Для растафарай очень важна личность, каждый член
этого движения занят поисками истины.
Еще одним важным афроцентрическим элементом является
использование в символике красного, желтого и зеленого цветов – цветов флага
Эфиопии, с добавлением черного, что по Маркусу Гарвею призвано символизировать
объединение всего африканского континента. Красный цвет символизирует кровь
мучеников, зеленый олицетворяет собой рост Африки, а желтый или золотой говорит
о богатстве и процветании Африки.
Многие растафари согласно предписаниям Ветхого Завета едят
только некоторые виды мяса, они не употребляют свинины и моллюсков. Другие
вообще отказываются от мяса (но не от рыбы). Многие растафари придерживаются
вегетарианской диеты с использованием или исключая использование меда. В их
образе жизни нездоровым является и употребление алкоголя, так как согласно
библейским текстам перебродившее превращает храм в кладбище. Кухня растафари
исключает по максимуму всяческие искусственные пищевые добавки, заменяя их
изобилием свежих овощей и фруктов, таких как манго и кокос.
Музыка всегда играла огромную роль в этом движении. Рэгги
родился среди черных бедняков в Трэнчтауне, в ямайском гетто. Они слушали
трансляции радиостанций Соединенных штатов и делали выводы. Так ямайские
музыканты вскоре смешали традиционную народную ямайскую музыку с американским
R&B. Джаз превратился в ска, а тот, в свою очередь, под влиянием соула – в
настоящий ямайский рэгги. В текстах к песням в стиле рэгги часто выражается
позитивная философия растаманов, их полное доверие к Джа. Другой характерной
для растафари музыкой является ньябинги (ритуальные движения танца
сопровождаются церемонией воскурения марихуаны, имеющей религиозный смысл) и
бурру. Игра на барабане, который звучит в музыке этого течения связан с
древними повериями о том, что этот инструмент способен изгонять злых духов.