Слово рокеры, изначально, служило для определения британской
молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе
весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием,
противопоставляемым модам – их же ровесникам, только использующим в виде
транспорта скутеры.
Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале
шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой
стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых
рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом
появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до
160 километров в час по окружным дорогам Лондона.
Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры
носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками,
нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки.
Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и
белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе
каждого рокера присутствуют джинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие
мотоциклетные ботинки от «Lewis Leathers» или военные ботинки и футболки. Также
популярна символика, которая говорит о причастности человека к 59 Club of
England – молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в
клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе,
зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или,
наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует
представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.
Интересно, что несмотря на то, что возникли рокеры уже в
пятидесятых годах, ассоциироваться с субкультурой, а соответственно, и музыкой
рок-н-ролла они стали только в шестидесятых. Их основными чертами стала
привязанность к рок-н-роллу и езде на мотоцикл, что помогло создать образ
английского уличного хулигана. У нас, как водится, привязанность к рок-н-роллу
приобрела более ненавязчивые формы. Мотоцикл «того класса» для советских
студентов был несбыточной мечтой, поэтому хранился дома только в виде
изображения на плакатах. Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР стала
именно музыка.
Кто только не обращался к теме рок-н-ролла за всю его
историю. Это, пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от
своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке. Нередко
подобную музыку приверженцы рока начинают играть не отходя от кассы, создавая
свои маленькие музыкальные команды. Любители мотоциклов в более поздние года
создали параллельную рокерам байкерскую культуру. Как те, так и другие
абсолютно аполитичны и ставят себя над социальными проблемами. Байкеры
становятся единым целым со своими мотоциклами, у них существует свой кодекс
чести, который включает в себя выражение высоких моральных принципов.
Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление
алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна
пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских
способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их
идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к
конкретным действиям). В идеале, рокер – это начитанный человек, который
разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать
выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.
Ввиду многогранности этой самой распространенной у нас
культуры, представителей ее можно называть до бесконечности. С легендами рока
ассоциируются у нас Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев
(«Алиса»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это
отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.